Главная | Мой профиль Регистрация | Выход ВходГость | RSS







Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"Приветствую Вас!




Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Этнография

Экспозиция в музее

Этнография — наука о народах, исследующая их происхождение, расселение, быт и культуру. Греческое слово «этнос» означает «народ», «графо» — «пишу».

Что изучает этнография

Издавна учёные собирали песни, сказа­ния, пословицы, поговорки, изучали обряды, обычаи, верования различных народов. Большой интерес для них представляли также предметы быта, костюмы, утварь, орудия труда, украшения. Всё это — памятники народного творчества. Их изу­чением и занимается этнография.

Этнография — наука самостоятель­ная. Она отвечает на вопросы: какие народы живут на Земле? Каково их происхождение и расселение? На ка­ких языках они говорят? Какие жилища строят? В чём своеобразие их культуры? И на многие другие. Интерес­ные сведения о жизни разных народов можно найти на этнографических картах

Предметы изучения этнографии

Собранные этнографами материалы оказывают исто­рикам большую помощь в изучении прошлого человече­ства. Они хранятся в этнографических музеях; этно­графические коллекции можно увидеть и в других музеях.

Орнаменты

Старинные орнаменты, бережно сохранённые этнографа­ми являются важными источниками, помогающими в изучении прошлого. «Орнамент» в переводе с латыни — «украшение». Он представляет собой равномерное чередование линий, кра­сок, фигур, теней. Орнамент может изображать животных, растения, причудливые фигурки и многое другое. Во всём мире орнамент используется для украшения предметов, зданий, одежды, тканей. Но у каждого народа он свой, неповторимый. Зная особенности орнамента, можно определить происхождение предмета: где, кем и даже когда он был создан.

Народы

До сих пор на Земле живут народы, использующие точно такие же предметы, какими пользовались люди в глубокой древности. Например, некоторые племена Азии, Африки, Ла­тинской Америки и сейчас охотятся с помощью лука и стрел.

Жизнь этих народов мало изменилась с древнейших вре­мён. Исследования их быта, традиций, обычаев, трудовых навыков, орудий труда и охоты, проведённые этнографами, помогают историкам лучше представить жизнь людей, жив­ших тысячи лет назад.

У каждого народа, населяющего землю, есть свои осо­бенности. Они проявляются в устройстве жилища, способах приготовления пищи, религиозных верованиях, в одежде.

Одежда

Этнографы собирают сведения о том, какую одежду носи­ли народы в разные времена. В этнографических музеях хранятся мужские и женские костюмы, головные уборы, об­разцы обуви. Зная, как одевались люди в прошлом, исследо­ватель может установить, к какому времени относится напи­санный художником портрет. Знакомясь с различными деталя­ми одежды, учёные приходят к выводу, что народы, живущие рядом, постоянно общались и многое заимствовали у сосе­дей. Во все времена, создавая одежду, люди стремились к тому, чтобы она была одновременно удобной и красивой.

Сказания

При исследовании культуры народов мира этногра­фы не ограничиваются сбором предметов, они знако­мятся с произведениями устного народного творчест­ва и изучают их. Из глубины веков до нашего времени дошли сказания. Они представляют собой народный исторический рассказ о подвигах героев, о славных со­бытиях, свидетелями которых были наши предки.

Сказания передавались из поколения в поколение. Нередко наряду с правдивым описанием событий в них появлялся вымысел. Чтобы восстановить собы­тия прошлого, историку приходится отделять правду от вымысла.

Много столетий подряд народ передавал увлекательное сказание о древнерусском князе Олеге, которому была предсказана гибель от собственного коня. Об этом можно было прочесть и в древней летописи. Художник В.М. Васне­цов и поэт А.С. Пушкин посвятили знаменитому князю свои произведения. И картина Васнецова, и поэма Пушкина име­ют одно название — «Песнь о вещем Олеге». Поэты, худож­ники, композиторы находили в исторических источниках не­мало сюжетов для своего творчества.

Мифы

Древние сказания о героях, богах, явлениях приро­ды, возникшие в первобытном обществе, у некоторых народов называются мифами. Слово это с греческого так и переводится — «предания», «сказания». Люди не могли дать объяснение многим явлениям природы. По­этому с помощью фантазии они пытались объяснить происхождение мира, звезд, луны, солнца, возникнове­ние человека, животных, появление огня, зарождение земледелия и ремёсел. Герои мифов наделялись сверхъ­естественной силой, а могущественные боги походили на людей. Поскольку мифы полны вымысла, то это слово приобрело другое значение — «недостоверный рассказ», «выдумка».

Однако возникает вопрос: может ли миф-выдумка стать источником знаний о прошлом? Оказывается, для историков — это ценнейший материал. Наряду с вымыслом в мифах содержатся сведения об орудиях труда, о занятиях, вооружении, ремёслах, сельскохо­зяйственных культурах и о многом другом.

Повествования и поэтические сказания о непобедимых героях, возникшие в древние времена, передавались из уст в уста, от родителей детям. Долгое время их никто не запи­сывал. Но их хорошо знали и любили в народе. Они вдох­новляли поэтов, архитекторов, скульпторов на создание произведений искусства. Даже простой ремесленник мог украсить свою вазу рисунками на тему любимого мифа.

Во все времена огромный интерес к мифам проявляли и ху­дожники. Они создавали прекрасные полотна, в основе кото­рых лежали мифологические сюжеты. Но чтобы понять такую картину, оценить замысел художника, необходимо знать со­держание мифа, и тогда она перестанет быть тайной для вас.

Созданные нашими предками произведения устного народного творчества не исчезают бесследно, а про­должают жить в последующие времена, воплощаясь в книгах, кинофильмах, музыкальных произведениях, живописных полотнах.

Песни

История отражается и в песне. В песнях народов мира поётся о праздниках и бедствиях, победах и пора­жениях. В песнях, сочинённых в разные времена, ис­торик находит упоминания об исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к ним совре­менников.

Илья Ефимович Репин в 1873 г. стал свидетелем сцен тяжёлого, изнурительного труда бурлаков. Художник изобразил на картине рабочую артель, тянущую против тече­ния грузовое судно — баржу. Мы видим разных по харак­теру людей. Одни из них — сильные и выносливые, другие тянут лямку с большим трудом. Без песни в таком деле не обойтись: песня сплачивает людей, помогает им выдержать этот безрадостный путь. В одной из самых известных песен волжских бурлаков были такие слова: «Эх, дубинушка, ухнем!» Скорее всего, эту песню и пели герои картины И. Е. Репина в моменты особого напряжения сил.

Школьный музей этнографии 

Цель:  Создание школьного этнографического музея с целью сохранения исторической памяти и наследия;  развитие интереса к истории своего края, малой Родины; формирование нравственно-патриотических чувств и убеждений.

Проект создания школьного этнографического  музея «Народы Карелии»   способствует  укреплению нравственных качеств  у  детей и подростков, формированию у подрастающего поколения  чувства гордости, верности своей малой Родине, изучению истории и культуры  народов Забайкалья, отчетливых представлений о неразрывной связи  исторических судеб народа родного края с историей  страны. Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы:

  • проводить конкурсы, викторины, олимпиады,  экскурсии,   акции;
  • осуществлять  взаимодействие с муниципальным краеведческим музеем Северного Приладожья, школьными музеями  других общеобразовательных учреждений;
  •  организовать творческую мастерскую, способствующую развитию интереса учащихся к ремеслам народов Карелии;
  • пополнять экспонаты музея  предметами и изделиями, выполненные учащимися и воспитанниками школы.

 

Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Форма входа
  • Федеральный институт педагогических измерений